Текущее время: Ср сен 19, 2018 12:11 am




 Страница 2 из 5 [ Сообщений: 63 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Стабилизаторы
СообщениеДобавлено: Ср дек 12, 2012 9:13 am 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср дек 05, 2012 7:01 pm
Сообщения: 773
ckona писал(а):
Нельзя выносить категорический вердикт о бесполезности стабилизатора на основании чисто умозрительных соображений.

Абсолютно согласен.
Именно поэтому и инициировал обсуждение.
К сожалению, полет ракеты - система с неразделимыми переменными. Никогда нельзя точно сказать - что именно и в какой степени повлияло на конечный результат. Нужны серии полетов с хорошей повторяемостью.
А по поводу стабилизаторов у меня несколько вопросов:
- что именно является отклоняющим фактором на разных этапах полета?
- эффективность стабилизаторов на разных этапах полета?
- потери от наличия стабилизатора - понятны: масса и сопротивление. Каков выигрыш и что больше?


   
 
 Заголовок сообщения: Re: Стабилизаторы
СообщениеДобавлено: Ср дек 12, 2012 11:33 am 

Зарегистрирован: Пт дек 07, 2012 3:01 pm
Сообщения: 205
Gematogen писал(а):
- что именно является отклоняющим фактором на разных этапах полета?
- эффективность стабилизаторов на разных этапах полета?
- потери от наличия стабилизатора - понятны: масса и сопротивление. Каков выигрыш и что больше?


По моему скромному мнению, нужны числа и модели.
"Аппарат" книжек Канаева и Эльштейна только объясняет принцип действия (возврата на прямолинейную траекторию).

Отклоняющий фактор - момент силы или момент импульса, в зависимости от типа возмущения. Проявляется в угле тангажа и в его угловой скорости.
Эффективность, полагаю, должна описываться мгновенным значением возвращающего момента силы.
Нельзя терять динамику переходного процесса - работают момент инерции и демпфирование перьями стабилизатора и планером.

Выигрыш от применения стабилизатора можно будет оценивать по зависимости "высота полета" - "площадь(масса) стабилизатора".
Точнее, по семейству таких зависимостей: разные планеры, разные типы стабилизаторов, разные возмущения.

Меня лично в первую очередь интересует динамическая модель возврата на нулевой тангаж при внезапном моменте импульса (ракету пихнуло и она начала крутиться, все остальное идеально симметрично) и внезапном ненулевом тангаже (кадемическая модель переходного процесса).


   
 
 Заголовок сообщения: Re: Стабилизаторы
СообщениеДобавлено: Ср дек 12, 2012 11:51 am 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср дек 05, 2012 7:01 pm
Сообщения: 773
ckona писал(а):
Отклоняющий фактор - момент силы или момент импульса, в зависимости от типа возмущения.

Вот оно!
Какие типы возмущения могут возникнуть?
Мне приходит в голову только ветер и кривая тяга.


   
 
 Заголовок сообщения: Re: Стабилизаторы
СообщениеДобавлено: Ср дек 12, 2012 12:06 pm 

Зарегистрирован: Пт дек 07, 2012 3:01 pm
Сообщения: 205
Изгиб планера при разгоне, косое перо стабилизатора, криво посаженный головной обтекатель, несимметричное размещение БРЭО в ГЧ, перекос трубки в пеногенераторе, изменение условий обтекания (я боюсь Рейнольдса !), момент импульса при выпрямлении тонкой разгонной трубки, случайный поворот вследствие недоразгона по разгонной трубке, изначально кривой планер.
Также есть подозрение, что известный "клевок" по завершении разгона происходит по причине перехода нестабильной крутящейся ракеты в стабильную с ненулевым тангажом. Здесь надо учиться считать момент силы по известному стабилизатору и скорости.


   
 
 Заголовок сообщения: Re: Стабилизаторы
СообщениеДобавлено: Ср дек 12, 2012 12:28 pm 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср дек 05, 2012 7:01 pm
Сообщения: 773
ckona писал(а):
Изгиб планера при разгоне, косое перо стабилизатора, криво посаженный головной обтекатель, несимметричное размещение БРЭО в ГЧ...

Вся кривая геометрия приводит только лишь к несовпадению направления оси ракеты и оси полета. При этом ракета летит прямо.
Если в этот момент есть тяга, то все приводится к непрохождению вектора тяги через ЦТ и ЦД.
Касательно пеногенератора - предлагаю его временно вынести за скобки. До тех пор, пока не разберемся с более простыми конструкциями.
Товарищ Рейнольдс? Да, начудил... :twisted:
И стабилизаторы тут не помогут. Поэтому в смысле стабилизаторов предлагаю про Рейнольдса тоже временно забыть.


   
 
 Заголовок сообщения: Re: Стабилизаторы
СообщениеДобавлено: Ср дек 12, 2012 12:59 pm 

Зарегистрирован: Пт дек 07, 2012 3:01 pm
Сообщения: 205
Хорошо, пусть в теории будет только момент силы, вызванный тремя причинами:
1) направление действия тяги не проходит через ЦТ (момент силы, пропорциональный тяге двигателя)
2) боковой ветер (момент силы постоянного значения)
3) несимметричное обтекание (момент силы, зависящий от скорости)

Gematogen писал(а):
Вся кривая геометрия приводит только лишь к несовпадению направления оси ракеты и оси полета. При этом ракета летит прямо.
Если в этот момент есть тяга, то все приводится к непрохождению вектора тяги через ЦТ и ЦД.


Что значит "ракета летит прямо" ?
Уж если выходим из коротких штанишек, я бы говорил о прямолинейном перемещении центра масс.
Опять же, если тяги нет, планер кривой, но по крену вращения нет - траектория ЦМ криволинейная.
По-моему, надо "выхватывать" какой-то частный случай, и под него строить модель - а потом развиваться дальше.
И начинать с простейшей модели обтекания. Хотя бы только с плоского пера при малых углах атаки... все равно без поляры не обойтись.


   
 
 Заголовок сообщения: Re: Стабилизаторы
СообщениеДобавлено: Ср дек 12, 2012 6:41 pm 

Зарегистрирован: Пт дек 07, 2012 6:07 pm
Сообщения: 521
Может проще обратиться к примерам из практической ракетной аэродинамики?. Все давно исследовано и описано. Могу предложить полномасштабный Manual for Design of Free Rockets. Там вся прикладная аэродинамика описана в численных примерах и графиках. Также полезно почитать/посмотреть некоторые параграфы из Аэродинамика аппаратов, Аржанникова. Например, Об аэродинамическом сопротивлении корпуса летательного аппарата (ракеты). Без знаний о распределении давлений на фюзелаж ракеты при различных углах атаки невозможно построить модель. Кстати, основное назначение стабилизаторов у ракеты - препятствовать срыву ламинарного потока, обтекающего ракету. Ракета без стабилизаторов при наличии статической или динамической неуравновешенности обречена на полёт в нестационарных аэродинамических условиях ("фугоидное движение") по 3-х мерным спиралям всех видов. Для практики очень хорошо описаны "золотые пропорции" ракеты в сборнике Института Фон Кармана Missile Aerodynamics. Неоднократно выкладывал небольшую брошюру, сделанную на этом материале. Могу повторить.
Число Рейнольдса на малых (дозвуковых) скоростях ракеты не сильно влияет на расчёты. Поэтому о нем можно не вспоминать. А вот вязкость жидкости (вода) в контакте с расширяющимся газовым обьёмом и стенками сосуда оказывает влияние на форму мениска (при турбулентном случае оно более плоское, чем при ламинарном). И здесь Reinolds Number уже не так безразличен. То есть, модель водноракетного двигателя не может быть построена без учёта этих факторов. Поскольку форма и фазовое состояние границы раздела рабочее тело -газопаровая среда задаёт профиль тяги. Чем острее воронка, тем раньше произойдёт "прокол" давления через сопло наружу. Априори, именно в этот момент происходит резкое изменение вектора тяги и формы водного "факела". Если ракета при этом не имеет стабилизирующих плоскостей, то следующий за этим "клевок" обязательно развернёт ракету под углом к вектору тяги или переведёт в траекторию с осцилляцией курса. В этой связи, "эмульсионное рабочее тело" БОЛЕЕ стабильно к условиям нестационарного расширения, ведь сама граница раздела при этом "растушёвывается" и образование воронки не очевидно.


   
 
 Заголовок сообщения: Re: Стабилизаторы
СообщениеДобавлено: Ср дек 12, 2012 7:37 pm 

Зарегистрирован: Пт дек 07, 2012 3:01 pm
Сообщения: 205
b_centaurus писал(а):
Все давно исследовано и описано. Могу предложить полномасштабный Manual for Design of Free Rockets. Там вся прикладная аэродинамика описана в численных примерах и графиках.

С радостью и благодарностью !
(хотя тут всего лишь "любители" тусуются)

Аржанникова скачал, и к нему впридачу "Аэродинамику ракет" Хемша и Нилсена.
Отберу у жены "электронную книгу", закачаю - и буду читать в транспорте ! (если "оно" распознает .djvu формат).


   
 
 Заголовок сообщения: Re: Стабилизаторы
СообщениеДобавлено: Ср дек 12, 2012 8:25 pm 

Зарегистрирован: Пт дек 07, 2012 6:07 pm
Сообщения: 521
http://file.qip.ru/document/_xpMTGSi/De ... ckets.html
http://file.qip.ru/document/R2aJfXRo/Mi ... ics_1.html
Design, как раз в pdf. Можно читать в ebook. Правда рисунки не очень разрешаются. По крайней мере на моём enook.


   
 
 Заголовок сообщения: Re: Стабилизаторы
СообщениеДобавлено: Ср дек 12, 2012 9:29 pm 

Зарегистрирован: Пт дек 07, 2012 6:07 pm
Сообщения: 521
Это дискуссия на тему перо вс. кольцо в книге Ключ на старт, Канаева. К сожалению правила вставки на Форуме весьма странные: ограничен формат. Поэтому сложно подстроиться, особенно при копировании текста. Для удобного чтения повернуть 1 file.


Вложения:
Fin_ring_01.jpg
Fin_ring_01.jpg [ 286.83 КБ | Просмотров: 4298 ]
Fin_ring_02.jpg
Fin_ring_02.jpg [ 50.08 КБ | Просмотров: 4298 ]
Fin_ring_03.jpg
Fin_ring_03.jpg [ 17.39 КБ | Просмотров: 4298 ]
   
 
 Заголовок сообщения: Re: Стабилизаторы
СообщениеДобавлено: Ср дек 12, 2012 11:27 pm 

Зарегистрирован: Пт дек 07, 2012 6:07 pm
Сообщения: 521
Баллистическое проектирование ракет: полный алгоритм расчёта ракеты. Внешная баллистика порохового ракетного снаряда (Ис Куров/Должанский). Наиболее полное представление о баллистике ракеты сведённое в одну главу. Рекомендую всем.

http://file.qip.ru/document/GOoBpWjb/Ba ... raket.html

Для удобства я ее скопировал и перевёл в формат pdf. Чтобы на e book читать.

http://file.qip.ru/document/-QwKqgCH/Ba ... oyect.html


   
 
 Заголовок сообщения: Re: Стабилизаторы
СообщениеДобавлено: Чт дек 13, 2012 9:28 am 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср дек 05, 2012 7:01 pm
Сообщения: 773
Пора создавать раздел "библиотека" и момещать туда все эти материалы.


   
 
 Заголовок сообщения: Re: Стабилизаторы
СообщениеДобавлено: Чт дек 13, 2012 3:46 pm 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт дек 07, 2012 6:10 pm
Сообщения: 221
[quote="b_centaurus"]Баллистическое проектирование ракет: полный алгоритм расчёта ракеты. Внешная баллистика порохового ракетного снаряда (Ис Куров/Должанский). Наиболее полное представление о баллистике ракеты сведённое в одну главу. Рекомендую всем.

Где-ж ты раньше был с этой книжкой! Я-ж уже самое начало из неё узнал с ходу, что написал в своей программе, только собственными силами. Теперь будет проще. Спасибо! Очень интересный расчёт в ней есть по аэродинамике отдельных частей корпуса ракеты и даже на сверхзвуке!


   
 
 Заголовок сообщения: Re: Стабилизаторы
СообщениеДобавлено: Чт дек 13, 2012 4:31 pm 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб дек 01, 2012 10:02 am
Сообщения: 3728
Откуда: Москва
SashaMaks писал(а):
Где-ж ты раньше был с этой книжкой! Я-ж уже самое начало из неё узнал с ходу, что написал в своей программе, только собственными силами. Теперь будет проще.

Так когда можно будет на практике пользуясь твоей программой сделать расчет ЦД ракеты с кольцевым стабилизатором?


   
 
 Заголовок сообщения: Re: Стабилизаторы
СообщениеДобавлено: Чт дек 13, 2012 6:20 pm 

Зарегистрирован: Пт дек 07, 2012 6:07 pm
Сообщения: 521
SashaMaks писал(а):
Где-ж ты раньше был с этой книжкой!


А в поле мы... "То попишем, то попашем...А посеяв, пожнём. А пожав, провеем и выдадим за своё..." Чтение научно-технологической и патентной литературы - (не Vikipedia) должно занимать примерно 90% рабочего дня специалиста. Особенно, когда он входит в тему.
Эти книги и ещё около 100 титулов, связанные с аэро и гидродинамикой, есть в электронных библиотеках Инета. Дайте себе труд сочинить правильно поисковую фразу для Google. И чтобы не выдавать прописные истины за великие открытия, начните с изучения хотя бы известных прикладных трудов по тематике. А также патентного поиска. Хороший инженер - грамотный компиллатор. Buena suerte NULL


   
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
 Страница 2 из 5 [ Сообщений: 63 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  

cron